Отоларинголог

Отоларинголог – это врач, который лечит заболевания уха, горла и носа. Чаще его называют лор-врачом. Причина, по которой эти три органа объединили в одной медицинской специальности, очень проста: инфекция имеет обыкновение кочевать из носа в ухо, а из горла – в нос, так что лечить разумнее все в комплексе.

Большинство инфекций передается воздушно-капельным путем, поэтому нос и горло – первое, что им встречается на пути в наш организм. ОРВИ, грипп – самые распространенные инфекционные заболевания и последствия их зачастую приносят немало проблем.

Острый гнойный средний отит - острое воспалительное заболевание, характеризующееся вовлечением в патологический процесс слизистой оболочки среднего уха (слуховой трубы, барабанной полости, пещеры и воздухоносных ячеек сосцевидного отростка).

1 стадия доперфоративная

• (продолжается 1-3 сутки) - характеризуется диффузным воспалительным процессом в ухе без отграничения.
    • Начало заболевания острое, выраженная стреляющая, пульсирующая боль в ухе, которая собой закрывает другие ушные проявления: снижение слуха, шум, ощущение переливания жидкости в ухе.
    • Наблюдаются ярко выраженные симптомы общей интоксикации: высокая температура тела, озноб и общее недомогание.
    • Сосцеобразный отросток слегка болезнен.
    • Могут быть вестибулярные проявления: головокружение, тошнота, нистагм, значительное снижение слуха.

2 стадия перфоративная

• продолжается 4-7 суток.
    • характеризуется возникновением спонтанной перфорации барабанной перепонки, которая чаще всего наступает через 24-48 час после начала заболевания.
    • После возникновения перфорации и оттока экссудата из среднего уха боль быстро стихает, температура тела снижается.

3 стадия разрешение

• Стадия обратного развития или репаративная, продолжается до конца 3-й недели.
    • Количество выделений уменьшается, они становятся слизистыми, вытекают без периодических толчков.
    • Барабанная перепонка бледнеет, небольшие перфорации закрываются.

Лечение больного острым гнойным средним отитом должно быть дифференцированным в зависимости от стадии заболевания, выраженности клинических симптомов и учитывать особенности соматического статуса пациента.

Цели лечения :

• Регресс воспалительных изменений в среднем ухе, нормализация слуха и общего состояния больного, восстановление трудоспособности.

Показания к госпитализации:

• возраст больного до двух лет
    • также независимо от возраста тяжёлое и(или) осложнённое течение острого среднего отита

Виды терапий

1. Антибактериальная терапия: назначение антибиотиков в доперфоративной стадии безусловно показано при выраженном болевом синдроме и повышении температуры тела. Препаратом выбора при лечении осложненных форм отита у взрослых является амоксициллин внутрь по 0,5 г 3 раза в CVT в течение 7-10 дней. При отсутствии эффекта после трех дней терапии амоксициллином следует произвести смену антибиотика на ингибиторзащищенные пенициллины: аугментин\амоксиклав (по 0,625-1,0 г внутрь 2-3 раза в сут) или цефалоспорины: цефуроксим аксетил внутрь (по 0,25 или 0,5 г 2 раза в сут). При аллергии на лактамные антибиотики назначают современные макролиды (рулид по 0,15 г внутрь 2 раза в день; спирамицин по 1,5 млн ME внутрь 2 раза в день). Даже при наступлении резкого улучшения общего состояния больного и смягчении местных симптомов не следует раньше времени прекращать курс антибиотикотерапии, его продолжительность - не менее 7-10 дней. Преждевременная отмена препаратов способствует рецидиву заболевания и образованию спаек в барабанной полости, что ведет к стойкой тугоухости.

2. Сосудосужающие капли в нос растворы 0,05 – 0,1% нафтизина, санорина, галазолина, отривина, називина), которые необходимы не только для лечения причины отита (ринофарингит, синусит, аденоидит), но и для обеспечения дренажной функции воспаленной слуховой трубы.

3. Закапывание обезболивающих средств, подогретых до температуры тела больного, в больное ухо. Наиболее часто применяют 70º спирт, борный спирт которым несколько раз в день увлажняют тампон, введенный в наружный слуховой проход до барабанной перепонки. Более мощным местноанестезирующим действием обладают отинум, отипакс (по 4 капли в слуховой проход в подогретом виде).

4. Жаропонижающие средства и анальгетики внутрь (парацетомол, перфолган, НПВП( кеторол, найз, новиган, ортофен и т.д), анальгин).

5. Антигистаминные и противовоспалительные препараты ( фенспирид\эреспал)– для потенцирования действия обезболивающих средств, уменьшения отека слизистой среднего уха и предупреждения побочного действия антибиотиков( супрастин, тавегил, эриус, кларитин, зиртек и др).

6. Физиотерапия (соллюкс, УВЧ), тепловые процедуры, согревающий компресс на заушную область) назначается только при восстановлении функции слуховой трубы. Эти меры улучшают кровоснабжение и обменные процессы в пораженном органе, доставку к нему с кровью антибиотиков, а также факторов естественной иммунной защиты (антител, лимфоцитов, макрофагов).

Назначение такой комплексной консервативной терапии имеет важное значение для предупреждения отогенных внутричерепных осложнений, которые наиболее часто возникают во время стадии острого среднего отита. Однако это лечение эффективно у большинства, хотя и не у всех больных.